Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методическая копилка

Дата: 5 декабря 2015 в 22:12, Обновлено 28 октября 2022 в 14:53

Сюжетно-ролевая игра

Игра – продукт, который создают сами дети.

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельныйхарактер деятельности детей. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Условиями возникновения игрового замысла и его реализации

являются следующие два компонента метода:

своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры.

Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.

Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носитьдвучастный характер, включая

- формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми

- создание условий для самостоятельной детской игры.

Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер :

это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации;

 это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми;

 это согласованность действий всех участников игры).

Сюжетно-ролевые игры :

 младших (средних) дошкольники:

 «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр»

  В  старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры,  т.е. всё зависит от игровых предпочтений детей)

Условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры:

 соответствующая предметно-игровая среда,

 определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности,

 совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т.д.) 

Приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой:

 -прямые (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т.д.)

 -косвенные (дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов, просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т.д.)
С детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)

В игре недопустима регламентация,  так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил.

Гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры:

наличие игрового пространства,

обеспечение места и времени для игр,

наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек

Способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру:          оказывать поддержку в игре,

выдвигать на центральные роли

Предпосылки с/р игры:

-ознакомительная,

- отобразительная,

- сюжетно-отобразительная

            Этапы становления с/р игры :

-воспроизведение действий,

- становление ролевого поведения,

- сюжетосложение

Авторы- ученые,  занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)

 «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» (Д.Б.Эльконину)

                Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры (внимание, память, мышление)

Компоненты с/р игры:

-сюжет,

-содержание,

-роль.

Творческий характер игры определяется наличием замысла.

Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль взрослого

Сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)

Сюжетно- ролевые игры с     общественно-политическим сюжетом ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

Сюжет  - это многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре .

Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это  наличие атрибутов.

Игры для развития речи ребенка

1. Рассказывание сказки по очереди.

Начинает взрослый. Стоит прерывать малыша на интересном месте, чтобы предложить неожиданный поворот событий. Кроме того, родителю следует активнее вмешиваться в процесс сочинительства, если рассказ ребенка слишком однообразен или неоригинален (ребенок не сочиняет, а рассказывает известную сказку).

 2. `Я задумал слово со...?` - говорит взрослый. `Со-вок, со-да,со-кол`,- угадывает малыш. `Нет. Со-ро...?` Со-ро-ка.

 3. Если ребенку надоело старое лото, можно сделать его литературным. Каждый игрок получает карточку лото лишь в том случае, если вспомнит несколько стихотворных строчек про предмет изображенный на карточке, споет о нем песенку, вспомнит о нем сказку.

 4. Покажите ребенку пример, сочинив загадку, лучше рифмованную. Теперь очередь малыша.

 5. Сложное задание: рассказать стихами простую сказку, например о курочке Рябе.

 6. Устройте соревнование на точность и полноту описания предметов, находящихся в комнате. Опишите например одеяло, ведь оно теплое как.., а пушистое как:Старайтесь использовать как можно больше прилагательных.А может быть у кого-то получится описать одеяло или цветок в горшке в стихах?

 7. Картинки и фотографии из журнала - отличная штука! Можно придумать имена людям на картинке, их профессию ( а можно попробовать угадать), где и как они живут, что любят. Картинки с животными тоже подойдут для обсуждения.

 8. Любая несложная картинка или карточка (например, из зоо-лото) подойдет для игры в "разговорчики". Где живет этот зверь, чем питается, как зовут детенышей, когда спит? Обсуждаем и описываем предметы, активно используя прилагательные и предлоги, вспоминаем уменьшительно-ласкательные имена ( зайчик, зайка, заинька) и сказочные эпитеты (серенький, попрыгайчик, трусишка).

 9. Веселые имена можно придумать для всех игрушек. Труднее дать смешные имена пальцам на руке или мебели в детской комнате. Именуйте что угодно, пользуйтесь своим человеческим преимуществом.

 10. Полезно придумывать названия к коротким, только что прочитанным рассказам, или к главам в книге.

 11. Вместо того чтобы смотреть глупый фильм, выключите звук, и пусть малыш выскажет свою версию, о чем говорят эти люди. Можно проверить.

 12. Сможет ли ваш малыш быстро найти спрятанный в комнате предмет, зная только его "широту и долготу": "над столом, но под полкой, справа от шкафа, слева от кровати". А главное, сможет ли он подобным образом описать местонахождение спрятанного им предмета? Кстати, такое занятие развивает и пространственную ориентацию.

 13. "Вам барыня прислала сто рублей,

что хотите, то купите, "да" и "нет" не говорите,

черный, белый не берите.

Вы поедете на бал?"

14. Ассоциации. Игроки по очереди произносят слова, пришедшие на ум, в ответ на слово произнесенное другим игроком. Играть надо быстро, в случае если ассоциация не понятна, желательно объяснять ее или добиваться объяснения.

15. Существуют старинные педагогические приемы на развитие речи. Опиши картинку. Задай вопросы к картинке. Сочини историю по картинке. Чтобы выполнение этих заданий сделать более свободным и интересным, стоит ввести элемент соревновательности. Ребенок, смотря на картинку в книге, описывает ее, взрослый угадывает о какой картинке идет речь, отыскивая ее в книге. Родитель перечисляет возможные вопросы к сказке, ребенок отгадывает название сказки.

16. Игра "Посылка". Десяток игрушек разного размера кладутся в непрозрачный пакет - это сумка почтальона. Из нее по очереди следует доставать посылки-игрушки и подробно описывать их, указывая также, от кого пришла эта посылка и почему.

17. Игра "История". Нужны 5 карточек со словами, подойдут также 5 карточек с картинками из лото. Задача: составить осмысленное предложение, в котором были бы использованы все слова (или персонажи) из карточек. Задание просто, если все слова на карточках связаны по смыслу. (Например: "дрова, печь, топор, огонь, рубить". " Дрова, нарубленные топором, сунули в печь, и огонь был яркий".) Труднее, если слова между собой практически не связаны. (Стол, кирпич, дерево, мочалка, пол. - Мочалка упала на пол со стола, сделанного из дерева, - тяжело, как кирпич) На карточках можно писать не только существительные, но прилагательные и глаголы. Следующий этап игры: на те же пять слов придумать историю из пяти или больше предложений. Каждый участник игры предлагает свой вариант истории, выбирается лучшая. Если эта игра знакома ребенку, в нее можно играть и без карточек-опор, на слух. Это занятие полезно и для развития памяти.

18. Что если попробовать рассказать сказку от имени её разных героев? Например, пусть свою историю последовательно расскажут Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф и волк.

19. А получится ли у вас вместе с малышом рассказать сказку "задом наперед". Начните с той же курочки Рябы. "А курочка и говорит: "Не плачь дед, не плачь баба. Я снесу вам яичко не золотое, а простое". Фразу говорите вы, фразу - ребенок.

20. Противоположности. Ищем слова противоположные по смыслу (и для прилагательных, и для существительных, и для глаголов). Трус-храбрец, шершавый-гладкий, бежать-стоять, мыться-сохнуть, земля-небо, терем-шалаш. Попробуйте найти фразы-противоположности для предложений из известных детских стишков. Например: "В лесу родилась елочка - В поле сломали березку". "Мишка косолапый по лесу идет - Стройный олень стоит среди степи". В противоположности можно играть где угодно: в очереди, на прогулке, в транспорте. `Антилопа бежит быстро, а черепаха -..? Камень твердый, а вата? Снегурочка добрая, а Баба-Яга?

21. Синонимы. Нужно найти как можно больше слов-синонимов к одному слову (например: красивый - восхитительный, прекрасный, замечательный, изумительный; бросить - кинуть, швырнуть).

22. "Пожалуйста, назови мне быстро 5 круглых (твердых, желтых) предметов, 5 маленьких птиц (домашних животных, деревьев)".

23. Картинки-загадки. Подойдут любые карточки из любой игры (лото, домино и т.п.). Игрок описывает предмет, изображенный на карточке, не называя его. Задача другого игрока угадать, что же изображено на картинке.

24. Письмо от Незнайки. Незнайка прислал малышу письмо, но как всегда все перепутал: он поменял все фразы местами. Нужно на слух восстановить порядок предложений в письме.

25. "Телеграф" - игра на развитие фонематического слуха. Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даете телеграмму: "Слоненок заболел". Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма "слоненок заболел" будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

В мире опасных предметов

Дидактическая игра «Отгадай загадку и найди отгадку»

Цель: Помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание, активизировать речь.

Материал: Картинки с изображением опасных предметов: спички, градусник, нож, иголки, чайник, гвоздь, молоток, утюг, стеклянная банка.

Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

Загадка 1:

Это тесный-тесный дом.

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер. (Спички)

Ребенок: (находит картинку) Игра со спичками может привести к пожару.

Загадка 2:

Я под мышкой посижу,
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)

Ребенок: (находит картинку) Если градусник разобьется, то можно отравиться ртутью, ее нельзя трогать.

Загадка 3:

Грибникам он очень нужен,

Без него не сваришь ужин,

На охоту не пойдешь.

Что же это? (Нож)

Ребенок: (находит картинку) Ножом можно порезать кожу и пораниться.

Загадка 4:

Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются ... (Иголки)

Ребенок: (находит картинку) Иголкой можно уколоться, поцарапать кожу.

Загадка 5:
Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит:

– Эй! Сними меня! – кричит. (Чайник)

Ребенок: (находит картинку) Горячим чайником можно обжечься.

Загадка 6:

Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь)

Ребенок: (находит картинку) Гвоздем можно уколоться, пораниться.

Загадка 7:

Не хочу я молчать –

Дайте вволю постучать!

И стучит день-деньской

Он железной головой. (Молоток)

Ребенок: (находит картинку) Молоток можно уронить на ногу, случайно ударить себя по руке и получить травму.

Загадка 8:

По одежде он плывет,
Как горячий пароход.
Стало все белье на диво,
Очень гладким и красивым (Утюг)

Ребенок: (находит картинку) Горячим утюгом можно обжечься. Тяжелый утюг можно уронить на ногу и получить травму. Если оставить утюг включенным – это может привести к пожару.

Загадка 9:
Очень хрупкая я,

Берегите меня.
Если только разобьете –

Лишь осколки соберете. (Стеклянная банка)

Ребенок: (находит картинку) Стеклянную банку можно уронить, разбить и порезаться стеклянными осколками.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.